Уровень программы: стартовый уровень – предполагает ознакомление учащихся с основными понятиями биологии, понятиям и проектной и исследовательской деятельности, знакомство с элементами проведения исследования.
Актуальность заключается в том, что данная программа направлена на формирование исследовательской культуры обучающихся, призвана вооружить их знаниями,навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы. Данные знания и умения необходимы для организации учебно-исследовательской деятельности и в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Данная программа разработана на основании:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Дата публикации 21 июля 2020 г.
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03 сентября2019 года № 467. (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 № 56722).
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4 3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20 №28).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей")
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.02.2021 г. № 136-Д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Устав МАОУ лицей№ 39.
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что приобщение учащихся к исследованиям является значимым на этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности. Обязательно проводятся беседы на тему дня, о новостях в биологии, обзоры научных журналов. Это очень важно для повышения интереса обучающихся.
Отличительные особенности:
Программа включает в себя большую экспериментальную часть. Методы биологических исследований разнообразны. Исходя из этого, на занятиях у обучающихся формируются умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием. Учащиеся знакомятся с научными методами познания и приемами экспериментирования. Работа в группе будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся знакомятся с основными разделами науки «биологии», понятиями проектной и исследовательской деятельности. Осваивают алгоритм действий по созданию учебно-исследовательской работы. Учащиеся овладевают всем комплексом знаний по организации учебно-исследовательской работы, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобретают навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования. Программа включает теоретическую и практическую части.